Это надо знать! Особую значимость в современной системе дошкольного образования приобретает проблема формирования основ правового сознания у детей старшего дошкольного возраста. Причиной ее актуальности является повышение требований со стороны государства к реализации прав детей в связи с ухудшением их положения, снижением уровня здоровья, ростом социальной дезадаптации.
На сегодняшний день, наиболее актуальной является проблема формирования основ правового сознания у старших дошкольников. Сущность правового воспитания заключается в формировании правового сознания и поведения гражданина, воспитания осознанного восприятия законов и уважительного к ним отношения
Правовое воспитание на начальных этапах становления личности ребенка старшего дошкольного возраста представляет собой процесс, направленный на создание условий для приобщения ребенка к национальным и общечеловеческим ценностям, на основе которых происходит усвоение элементарных правовых норм.
Старший дошкольный возраст (5-7лет) — период первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности детей. В этот период детства «ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. Базис личностной культуры — собственно человеческое начало в человеке, сосредоточение общечеловеческих ценностей (красота, добро, истина и др.) и средств жизнедеятельности (представление о действительности, способы активного воздействия на мир, проявления эмоционально-оценочного оценочного отношения к происходящему.
Основы правовой культуры ребенка старшего дошкольного возраста представляют собой совокупность элементарных нравственно-правовых представлений о правах человека, нравственно-правовые суждения о событиях окружающей действительности, ценностные ориентации и отношения, адекватные представлениям, суждениям, ценностным ориентациям модели нравственно-правового поведения в обществе сверстников и взрослых людей.
В дошкольный период, на начальном этапе формирования личности ребенка, передача правовых ценностей возможна только с учетом их возрастных особенностей.
В основе процесса формирования личности ребенка заложено овладение определенными ценностно-нормативными знаниями, которые старший дошкольник может усвоить в виде представлений, обеспечивающих развитие нравственно-правовой культуры и социально-приемлемое поведение в обществе сверстников и взрослых.
Формирование основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста, необходимо осуществлять по двум направлениям: работа с детьми и работа с их родителями.
Содержание реализуется в специально-организованных формах работы с детьми (занятие, беседа). Закрепление материала проводить в процессе повседневной совместной и самостоятельной деятельности воспитанников и на других занятиях (познавательных, речевых, социально-коммуникативных, художественно-эстетического развития — музыкальной и прикладной деятельности, что стимулировало не только познавательное общение и взаимодействие, но и взаимообучение и взаимопроверку. В процессе проведения занятий дети решают творческие задачи: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.
Взаимодействие с родителями по формированию основ правового сознания у детей позволит иметь нужные результаты.
Участвуйте вместе с нами в праздниках, соревнованиях, акциях, таких как: «Бабушка любимая моя», «Вместе дружная семья», «Вся семья вместе, так и душа на месте», «День матери», «Папы — Защитники Отечества», «День здоровья», «Вот и стали мы на год взрослей»; в изготовлении генеалогического древа «Твои корни малыш», в составлении альбомов с фотографиями и рисунками «Моя жизнь» и другие.
В рамках работы с родителями большое значение имеет содержательность и доступность информации посредством оформления буклетов, памяток, информационных стендов: «Ребенок и его права», «Наказывая, подумай, зачем? (7 правил для всех)», «Как любить ребенка», «Воспитание мальчиков и девочек», «Детские имена, прозвища» и т.д.